Введение
Описание хода работы
Литературный обзор
Введение
Всё
большей популярностью, как во всём мире, так и в России, пользуется
субкультура «готов», появившаяся в нашей стране в 90-е гг. Субкультура –
это ценности, нормы, разделяемые отдельными группами людей
[13/302].
Субкультура готов – это субкультура мрачных, депрессивных людей, которые
мечтают познать иной мир, верят в существование тёмных сил и считают,
что суицид может быть выходом из любой ситуации.
По
данным статистики количество самоубийств в России за год – 60 000 (164
человека в день).
Всего с 1995 по 2003 г. в России покончили с собой 500
тыс. человек. А если считать, что по статистике из 20 попыток
самоубийства только одна приводит к смерти, то получается, что за
последние годы 10 млн человек пытались наложить на себя руки. Для
сравнения: в афганской войне наша армия потеряла 15 тыс. военнослужащих
[16]. То есть, учитывая очень высокий
показатель смертности в России, суицид является актуальной проблемой, а
движения, относящиеся к нему положительно, не должны оставаться
незамеченными и неизученными.
Преобладающее большинство «готов» - подростки. «Готы» в основном носят
всё чёрное, или тёмное, подчёркивая этим свои пессимистические
настроения. У них есть что-то необычное во взгляде, он какой-то
отсутствующий. Они посещают кладбища, считая его единственным местом
уединения. «Готы» не хотят мириться с повседневной реальностью, считая
устройство нашего мира неправильным, и хотят уйти из него в иной. Что же
служит поводом уйти из этого мира? Неужели, нежелание сопротивляться
проблемам этого мира приводит подростка к суициду? Что в понимание этих
людей означает быть «готом»? Для большинства, «гот» – это состояние
души, или, навеянное модой, хмурое настроение? «Гот-рок», как и все
направления рока, – это протест повседневности жизни, только выраженный
в ярко-пессимистическом настрое. Чем мотивированно увеличение
популярности движения, основой которого является – нежелание жить? С
этих и многих других вопросов, взволновавших меня, я начала своё
исследование.
Описание хода работы
Последнее время «готическая» субкультура приобретает всё большую
популярность. Во многих городах России всё чаще встречаются подростки в
чёрной одежде, обвешанные крестами и металлом.
Рис. 1 Это явление не могло
остаться для меня не замеченным. Меня заинтересовало, почему они так
выглядят. Сначала из любопытства, а потом целенаправленно я решила
изучить субкультуру «готов». Чтобы лучше понять их внешний вид,
базирующийся на их мировоззрении, мы с моим научным руководителем решили
использовать в качестве методов исследования: опрос и личные беседы с
представителями данной субкультуры. Потом полученные данные мы
проанализировали и сделали выводы, нашли идеологические установки, на
которых основывается данная субкультура. Кроме этого мы нашли схожее
отношение к окружающему миру у представителей русского декаданса.
Литературный обзор
Движение мрачных и депрессивных людей не могло возникнуть на пустом
месте. Не могла идея одного или нескольких человек охватить умы многих
людей, если бы она не опиралась на какую-то художественную базу.
Рубеж XIX – XX вв. в
России эпоха Серебряного века Русской культуры. В это время происходило
изменение мировоззрения людей, они открывали в себе вопросы и тайны,
обнаруживали в себе неизвестное – пугающее и манящее. Утрачивались
прежние смыслы существования. Творческие люди отражали это в своих
произведениях. Это состояние искусства было названо декаданс. Декаданс
(от франц. Decadence – упадок) – термин,
обозначающий те явления и течения в литературе и искусстве конца
XIX начала XX в.,
которые отличаются неприятием устоявшихся моральных норм, выражают тоску
по духовной свободе [17/51].
Представители русского декадентства считали, что существующие порядки
сковывают незримые силы человеческого духа. Освобождение этих сил,
углубление человека в бездны своего духа, стремление к единству «я» и
вселенной, искание путей к познанию высших миров – вот путь, на который
встала многая часть поэтов и писателей серебряного века.
С
началом XX столетия идея «ночной жизни» начала
бурно развиваться у поэтов и писателей серебряного века. Всё больше
творческих людей писали о тьме, о смерти, о существах, существующих за
гранями этого мира. Смерть не пугала этих людей, они как бы её ожидали,
размышляя о том, что будет после неё. Тьма и ночь стали являться
основными музами поэтов. Блок, Бальмонт, Брюсов и многие другие
символисты в своих стихах рисуют мистические картины. Тема загадочного и
потустороннего мистического мира так же интересовала
писателей-акмеистов. Многие стихотворения Николая Гумилёва «готы» могут
назвать «готичными».
Поэтов серебряного века не только прельщали образы неизвестных див и
тьмы, но и любовь к одиночеству была им не чужда. Стихотворение Дмитрия
Мережковского «Тёмный ангел» яркое тому подтверждение
[25]:
О темный ангел
одиночества,
Ты веешь вновь
И шепчешь вновь свои
пророчества:
«Не верь в любовь».
В
стихотворении «Тёмный ангел» наблюдается схожесть мировоззрения
Мережковского и человека, увлекающегося «готической» субкультурой
[25]:
И совершаются
пророчества:
Темно вокруг.
О страшный ангел
одиночества,
Последний друг,
Полны могильной
безмятежностью
Твои шаги.
Кого люблю с бессмертной
нежностью,
И те – враги!
Так
же мы видим, что кроме образа вечной женственности, поэты пишут и о
дьявольской силе красоты. В стихотворении Брюсова «Женщине» мы читаем
следующие строки [27]:
Ты женщина, ты –
ведьмовский напиток!
Он жжёт огнём, едва в
уста проник;
Но пьющий пламя
подавляет крик
И славословит бешено
средь пыток.
Образы роковых женщин нравится многим «готическим» девушкам, и ими
восхищаются многие «готические» юноши.
Стихотворение Гумилева «Ужас» повествует о несовместимости взглядов на
жизнь лирического героя и повседневной реальности
[26]:
Я встретил голову гиены
На стройных девичьих
плечах.
На острой морде кровь
налипла,
Глаза зияли пустотой.
Даже
в стихотворении Анны Ахматовой «К смерти» мы встречаем следующие
строчки, которые, возможно, часто близки многим «готам»
[28]:
Ты всё равно придёшь –
зачем же не теперь?
Я жду тебя – мне очень
трудно.
Я потушила свет и
отворила дверь
Тебе, такой простой и
чудной.
Похожие мотивы мы встречаем в стихотворении Иннокентия Анненского «О
нет, не стан» [29]:
Так иногда в
банально-пестрой зале,
Где вальс звенит, волнуя
и моля,
Зову мечтой я звуки
Парсифаля
И тень, и Смерть над
маской короля…
Более активные действия ведёт героиня стихотворения «Самоубийство»
Николая Гумилёва[26]:
Красный шарик уронила,
На вино в узорный кубок,
И капризно помочила
В нём кораллы алых
губок.
И живая тень румянца
Заменилась тенью белой
И, как в странной позе
танца,
Искривясь, поникла
телом.
Так
же и «готы»: одни легко решаются на самоубийство, другие просто ходят на
кладбище и существует ради мига, когда смерть придёт за ними, чтобы не
совершать самим активных действий.
При
этом «готы» верят, что после смерти человек не умирает, и может посещать
этот мир. И в этом их взгляды были схожи с поэтами серебряного века.
Иван Бунин в своём стихотворении «Призраки» писал следующие строки
[24/455]:
Нет, мёртвые не умерли
для нас!
Есть старое шотландское
преданье,
Что тени их, незримые
для глаз,
В полночный час к нам
ходят на свиданье.
Но
ведь в коротком стихотворении невозможно раскрыть все чувства и
переживания, которые испытывает человек перед суицидом.
Произведение Куприна «Гранатовый браслет» полостью раскрывает внутренний
мир героя [30]. Хоть мы и понимаем, что он
совершает неправильный поступок, но мы сочувствуем герою, мы не можем
осуждать этого человека, он сразу нравится читателю. Автор даёт портрет
очень ранимого человека, он напоминает нам ребёнка. Но опять же Желтков
застрелился, а это лишь способ ухода от жизненных проблем.
На
западе в конце XIX начале
XX в. тоже популярен декаданс. Прежде всего, в эти годы усиленно
читаются поэты французского декадентства – особенно С. Малларме, П.
Верлен, Ш. Бодлер. Так же с открытием венского психиатра З. Фрейда «преисподни»
в подсознание человека, обостряется интерес к глубинным внутренним
противоречиям в психике.
Мы
видим состояние пустоты, безысходности и веру в существовании тёмных сил
в стихотворении «Фестиваль» Г. Ф. Лавкрафта
[22]:
И несут ураганы
Чёрной пыли клубы,
Крепко душат лианы
Вековые дубы,
Силы тьмы вылезают из могил
Позабытых, открывая гробы.
В
стихотворении «Кошки» Г. В. Лавкрафт в ярких и омерзительных красках
пишет о том, что люди не всесильны и что всему, чем овладевает гордыня,
приходит конец [22]:
Груды каменьев и блоков разбитых –
Вот вавилонской гордыни итог;
И ядовитая плесень на плитах
Тлеет смертельным огнём вдоль дорог.
Образ роковой женщины, порабощающий мужчин, даёт Шарль Бодлер в
стихотворении «Вампир» [23]:
В мою больную грудь она
Вошла, как острый нож,
блистая,
Пуста, прекрасна и
сильна,
Как демонов безумных
стая.
Она в альков послушный
свой
Мой бедный разум
превратила;
Меня, как цепью роковой,
Сковала с ней слепая
сила.
Человеку всегда хотелось узнать, что будет за гранями этого мира.
Любопытство тоже может подтолкнуть человека к суициду, хотя это
случается редко. В рассказах Г. Ф. Лавкрафта «Сны ужаса и смерти»
[20] и «Забвении»
[21] попытка познать что будет за гранью этого мира заканчивается
смертью. Более подробно интерес к прекрасному потустороннему миру описан
в «Забвение». Главный герой не хочет жить в скучном сером мире, лишь
только во снах он находит красивый сказочный мир, но он не может познать
его полностью через сны, поэтому выпивает зелье.
Но
идея суицида, хоть и развивается во многих произведениях
XX века, но в литературе она появляется
намного раньше. Первые нотки грустной романтики мы встречаем в
произведении «Бедная Лиза» Карамзина [31].
Девушка, отчаявшаяся от безответной любви к молодому человеку, решает
покончить жизнь самоубийством. На протяжении всего рассказа мы следим за
девушкой, как бы являясь её тенью, мы понимаем всю боль её переживаний,
и нам очень тяжело осознавать, что эта девушка не смогла устоять пред
жизненными трудностями, любовь была сильнее её. Тему суицида из-за любви
продолжает Островский в произведении «Гроза»
[32]. Девушка не смогла вынести гнёта свекрови, непонимания мужа.
Невозможность быть с любимым человеком умножила обстоятельства и привела
к трагическому концу – девушка бросилась с обрыва. Конец произведения
непонятен читателю, как могла очень религиозная девушка совершить
суицид? Как бы ни было это странно, но 35% опрошенных «готов», тоже
называют себя православными. Как потенциальные самоубийцы могут
исповедовать православие? [Приложение 10/ Таблица 8] Религия, учащая
терпению, не смогла сдержать нрав Катерины и не может удержать «готов»
на этом свете.
Но
XIX в. ещё не так трагичен. Хотя в своём
стихотворении Евгений Баратынский описывает смерть следующим образом
[24/117]:
Ты всех загадок
разрешенье,
Ты разрешенье всех
цепей.
Так
же мы видим, что расставание с любимой женщиной у Некрасова подобно
смерти [24/350]:
Но даже плакать нету
силы.
Пиши – прошу я одного…
Мне эти письма будут
милы
И святы, как цветы с
могилы –
С могилы сердца моего.
Для
многих «готов», подросткового возраста, расставание с любимым человеком
тоже является причиной депрессии и последующего суицида.
Когда на небе появляются первые звёздочки ко многим творческим людям
приходит вдохновение, принося с собой веру во все необыкновенные
существа из потустороннего мира. Подобный образ мы можем встретить в
стихотворении Александра Полежаева «Живой мертвец»
[24/169]:
В час полуночи
молчаливой,
При свете сумрачной
луны,
Из подземельный стороны
Исходит призрак
боязливый.
Бледно, как саван
роковой,
Чело отверженца природы,
И несёт неестественной
свободы
Ужасен вид полуживой.
Унылый, грустный он
блуждает
Кстати, «готы», как бы подражая образам мертвецов, призраков, ведут себя
очень похожим образом. Они любят ходить по кладбищам в ночное время,
накладывают ужасный макияж с сильным контрастом белого и чёрного. Многие
«готы» считают, что человек может, уйти из жизни, совершив самоубийство,
конец стихотворения «Живой мертвец» Александра Полежаева, с их точки
зрения, является «готичным» [24/170]:
Мне мир – пустыня, гроб
чертог!
Сойду в него без
сожаленья
И пусть за миг
ожесточенья
Самоубийцу судит
бог.
Наполненный большим количеством войн, революций, XX
в. повлиял на внутреннее состояние человека, на его восприятие
окружающего мира и себя в этом мире. Появлялись новые ценности, в
которых многие люди не могли найти смысла жизни. Из-за этого происходила
большая концентрация человека на «внутреннем я». Не желание жить в мире,
в котором каждый день кто-нибудь погибает, приводил к поиску других
миров, к вере в иллюзии и в существование выдуманных существ.
Таким образом, мы видим, что идеи суицида, привлекательности смерти не
новы в русской культуре. И зарождение их в 90-е гг., после безоблачного
«социалистического реализма», отнюдь не зарождение. Литературный анализ
показывает, что пришедшие с Запада идеи «готики» попали на
подготовленную культурными переменами почву российского общества и
возродили духовные искания конца XIX –начала
XX в.
|