|
«Готическая» музыка
«Готическая» музыка – это обобщающее понятие, которым сегодня обозначается
целый комплекс музыкальных направлений.
В
настоящее время, как на нашей, так и на зарубежной эстраде появилось много
групп, исполняющих «готику». В композициях этих групп встречаются
нотки мистицизма, меланхолии, какого-то отчаянья.
Зарождение «готической» субкультуры можно отнести к концу 60-х годов. К
таким произведениям, как King Crimson и Van Der Graaf Generator, уже можно
употребить термин «gothic». Исходя из имиджа,
можно сказать, что на рокеров (по крайней мере, на ранних этапах становления
«готики») в большой степени повлиял роман и стихи эпохи романтизма со всей
его вампирско-вурдалакской образностью и эстетикой кошмара. Характерным
следствием этого интереса стало воссоздание жанрово-стилевых особенностей
культово-ритуального искусства, тяготение к образам религиозной экспрессии,
потустороннего мира, инфернальных сил, нашедших отражение в песенных текстах
и сценическом действе. Инфернальные силы, в отличие от Бога, существующего
вне времени (Им созданного), являются тварями (в смысле - сотворены) и
существуют во времени. Во всё время своего существования они знают, что
когда число избранных Богом дойдёт до некоторого числа, кончится смысл
существования Вселенной (сотворённой исключительно для Человека)
[5].
В своем
развитии «готика» прошла несколько этапов - от «прото-готики» рубежа 70-80-х
к «готик-року» середины 80-х, и, далее, к многообразию «готических»
направлений 90-х, диапазон которых простирается от тяжелых металлических
разновидностей до чистой акустики. Ростки «готики» появившиеся на рубеже
70-80-х среди многообразия субтечений британской «новой волны» (конкретнее,
пост-панка) обозначили одно наиболее декадентское, апеллировавшее к самым
глубинам человеческого подсознания. Сам термин «готика» тогда еще широко не
использовался – употреблялись понятия типа «dark punk», «dark wave» и «cold
wave» (сейчас, как уже говорилось, применяется термин «прото-готика»).
Представителями этого направления были как переквалифицировавшиеся панки
типа Siouxsie & the Banshees, так и музыканты следующего поколения - Bauhaus,
Tones on Tail, Joy Division, the Lords of the New Church, Sex Gang Children,
Specimen, Southern Death Cult и др. Корни «готики» обнаруживаются также в
некоторых альбомах The Cure («Faith», «Pornography»). Сhristain Death были
одни из первых, кто попытался соединить «готику» с металлом. «Прото-готы»
выделялись среди остальных «волновиков» своим мрачноватым имиджем (черные
одежды, контрастный грим, металлические украшения), и, главное,
мироощущением. В их творчестве это выражалось, в том числе, в приверженности
к холодным синтезаторным и «преобразованным» гитарным тембрам, безжизненным
механистичным ритмам, в преобладании скорби и грусти в песенных текстах,
создавая ощущение полной потерянности. Стилевые особенности «dark punk»
складывались во многом параллельно с поисками синтез-попа и «нового
романтизма».
Как
самостоятельное стилевое направление, породившее особую субкультуру, «готик-рок»
сформировался на временном перекрестии «новой волны» и «альтернативы», ближе
к середине 80-х. Культовыми фигурами «готик-рока», наряду с высокочтимыми
(до сих пор) «прото-готами», стали Sisters of Mercy (Рис.1), The Mission, Fields of
the Nephilim, экс-лидер Bauhaus Питер Мёрфи и др. Их композиции несли
настроение мрачного пафоса, сосредоточенной скорби, депрессии, отрешенности,
тексты были насыщены мотивами любви-смерти, ухода в иные миры. При этом
музыка оставалось достаточно мелодичной и ритмичной, хотя и весьма
минимальной в темброво-драматургическом плане, созданной, к тому же,
практически до последней ноты с помощью «бесчеловечных» синтезаторов и
драм-машин.
Группой,
совершившей прорыв в «готик-роке» и определившей дальнейшее развитие этого
направления, стала австралийская Dead Can Dance. Брендан Перри и Лайза
Джеррард, которые и составляли основу этого коллектива, первыми столь широко
и убедительно соединили жанрово-стилистические признаки и выразительные
средства, идущие от Средневековья, Ренессанса, барокко и евроазиатского
фольклора, с возможностями поп-музыки. Группа богато использовала
акустические (в том числе старинные) инструменты и церковно-органные тембры,
стилизовала «аутентичную» манеру исполнения, воссоздавала обширный жанровый
пласт старинной музыки (от мессы до песен трубадуров и народного танца),
выходя в сферу так называемой «Третьей музыки». «Аутентизм» - это
оригинальная философская система, духовное учение и идеология
гуманистического преображения цивилизации, основанная С.П.Семёновым
[11].
Завораживающе красивые (хотя иногда и какой-то дьявольской
красотой) композиции Dead Can Dance уводили в путешествие по бесконечным
галереям нашего мира и потусторонних миров. Уникальный (тембровой и
регистровой) вокал Лайзы послужил образцом для многих «готических» групп,
сделавших акцент на женские голоса. С конца 80-х поднялась так называемая
вторая волна «готики» (The Shroud, Rosetta Stone, London After Midnight,
Mephisto Walz, Corpus Delicti и т.д.).
А с
середины 90-х гг. в «готике» начали прослеживаться новые тенденции,
связанные, с одной стороны, со все большей жанровой и стилевой сегментацией
музыкальных направлений («dark wave», «ethereal», «dark folk», «electro-goth»,
«medieval», «synth-goth» и т.д.), с другой – со стремлением «готики» войти в
соприкосновение к пограничными субкультурами и музыкальными стилями,
расширить свои выразительные возможности.
Сегодня
«готическая» музыка внутри себя подразделяется на множество направлений,
которые по средствам выразительности и типам инструментария условно можно
объединить в пять групп.
Первая
близка «классическому» «готик-року» (гитарно-синтезаторные составы,
дополненные акустическими инструментами, как Umdra Et Imago).
Вторая -
полностью «акустическая» (такие команды могут тяготеть к фольклору, как
Backworld, или воссоздают стилистику средневековья почти в аутентичном
варианте, как Estampie, подражающие искусству трубадуров и менестрелей, как
Sopor Aeternus с их «dance macabre», и др.).
Третья –
«техно-электронная» (ее представители основываются на синтезаторном саунде,
широко используют элементы «эмбиента», «хауса», «техно», «нью-эйдж», как
Unquiet Void) «Саунд» - стилевая категория джаза, характеризующая
индивидуальное качество звучания инструмента или голоса
[11].
Близка
ей четвертая группа, соединяющая признаки «готики» и «индустриала» (Das Ich,
отчасти Мэрилин Мэнсон).
«Индустриал» – это культура, задуманная и созданная как «антимузыка».
Музыка «шумов» действительно стала восприниматься как музыка, она вполне
продается-покупается и приятна на слух сотням людей по всему миру,
безусловно, имеющая отношение к миру «электронной» музыки
[12].
Наконец,
пятая сформировалась под влиянием металла, в результате чего появился стиль
«готик-металл» (Christian Death, возникшие, как уже говорилось, в начале
80-х гг., Paradise Lost, смоделировавшая в «готику» из «дум-дуэта», The
Gathering, Lacrimosa, My Dying Bride, Artrosis, Dreams of Sanity, Moonlight).
«Готика»
также повлияла на «блэк-металл».
Впрочем,
нередко различные тенденции настолько смешиваются в творчестве той или иной
команды, что ее бывает трудно отнести к какому-либо конкретному направлению.
Эмоциональный диапазон «готики» также чрезвычайно широк – от легкой
меланхолии до полного сумрака, холодящих образов Святой инквизиции, пыток,
крестных мук, вампирских игрищ и т.д. (современные команды нередко смакуют
подобные детали). Следует также отметить возрастание на «готик»-сцене
удельного веса неанглоязычных команд, в особенности, немецких, а в последнее
время – и славянских. На данный момент «готика» представляет собой
достаточно целостную, замкнутую, относительно независимую субкультуру.
В 90-е
гг. появляется большое количество слушателей «готической» музыки. Эти люди,
осознанно называют себя «готами». Они интересуются не только соответствующей
музыкой (включая «аутентичную»), но и «готической» живописью, литературой,
кино, в которых главный герой часто бывает не понят
обществом, в которых присутствуют элементы мистицизма. Эти люди следуют
«готической» моде, устраивают, костюмировано театрализованные вечеринки и
т.д.
|
|