«Готическая» музыка

«Готическая» музыка – это обобщающее понятие, которым сегодня обозначается целый комплекс музыкальных направлений.

В настоящее время, как на нашей, так и на зарубежной эстраде появилось много групп, исполняющих «готику». В  композициях этих групп встречаются нотки мистицизма, меланхолии, какого-то отчаянья.

Зарождение «готической» субкультуры можно отнести к концу 60-х годов. К таким произведениям, как King Crimson и Van Der Graaf Generator, уже можно употребить термин «gothic». Исходя из имиджа, можно сказать, что на рокеров (по крайней мере, на ранних этапах становления «готики») в большой степени повлиял роман и стихи эпохи романтизма со всей его вампирско-вурдалакской образностью и эстетикой кошмара. Характерным следствием этого интереса стало воссоздание жанрово-стилевых особенностей культово-ритуального искусства, тяготение к образам религиозной экспрессии, потустороннего мира, инфернальных сил, нашедших отражение в песенных текстах и сценическом действе. Инфернальные силы, в отличие от Бога, существующего вне времени (Им созданного), являются тварями (в смысле - сотворены) и существуют во времени. Во всё время своего существования они знают, что когда число избранных Богом дойдёт до некоторого числа, кончится смысл существования Вселенной (сотворённой исключительно для Человека) [5].

В своем развитии «готика» прошла несколько этапов - от «прото-готики» рубежа 70-80-х к «готик-року» середины 80-х, и, далее, к многообразию «готических» направлений 90-х, диапазон которых простирается от тяжелых металлических разновидностей до чистой акустики. Ростки «готики» появившиеся на рубеже 70-80-х среди многообразия субтечений британской «новой волны» (конкретнее, пост-панка) обозначили одно наиболее декадентское, апеллировавшее к самым глубинам человеческого подсознания. Сам термин «готика» тогда еще широко не использовался – употреблялись понятия типа «dark punk», «dark wave» и «cold wave» (сейчас, как уже говорилось, применяется термин «прото-готика»). Представителями этого направления были как переквалифицировавшиеся панки типа Siouxsie & the Banshees, так и музыканты следующего поколения - Bauhaus, Tones on Tail, Joy Division, the Lords of the New Church, Sex Gang Children, Specimen, Southern Death Cult и др. Корни «готики» обнаруживаются также в некоторых альбомах The Cure («Faith», «Pornography»). Сhristain Death были одни из первых, кто попытался соединить «готику» с металлом. «Прото-готы» выделялись среди остальных «волновиков» своим мрачноватым имиджем (черные одежды, контрастный грим, металлические украшения), и, главное, мироощущением. В их творчестве это выражалось, в том числе, в приверженности к холодным синтезаторным и «преобразованным» гитарным тембрам, безжизненным механистичным ритмам, в преобладании скорби и грусти в песенных текстах, создавая ощущение полной потерянности. Стилевые особенности «dark punk» складывались во многом параллельно с поисками синтез-попа и «нового романтизма».

Как самостоятельное стилевое направление, породившее особую субкультуру, «готик-рок» сформировался на временном перекрестии «новой волны» и «альтернативы», ближе к середине 80-х. Культовыми фигурами «готик-рока», наряду с высокочтимыми (до сих пор) «прото-готами», стали Sisters of Mercy (Рис.1), The Mission, Fields of the Nephilim, экс-лидер Bauhaus Питер Мёрфи и др.  Их композиции несли настроение мрачного пафоса, сосредоточенной скорби, депрессии, отрешенности, тексты были насыщены мотивами любви-смерти, ухода в иные миры. При этом музыка оставалось достаточно мелодичной и ритмичной, хотя и весьма минимальной в темброво-драматургическом плане, созданной, к тому же, практически до последней ноты с помощью «бесчеловечных» синтезаторов и драм-машин.

Группой, совершившей прорыв в «готик-роке» и определившей дальнейшее развитие этого направления, стала австралийская Dead Can Dance. Брендан Перри и Лайза Джеррард, которые и составляли основу этого коллектива, первыми столь широко и убедительно соединили жанрово-стилистические признаки и выразительные средства, идущие от Средневековья, Ренессанса, барокко и евроазиатского фольклора, с возможностями поп-музыки. Группа богато использовала акустические (в том числе старинные) инструменты и церковно-органные тембры, стилизовала «аутентичную» манеру исполнения, воссоздавала обширный жанровый пласт старинной музыки (от мессы до песен трубадуров и народного танца), выходя в сферу так называемой «Третьей музыки». «Аутентизм» - это оригинальная философская система, духовное учение и идеология гуманистического преображения цивилизации, основанная С.П.Семёновым [11]. Завораживающе красивые (хотя иногда и какой-то дьявольской красотой) композиции Dead Can Dance уводили в путешествие по бесконечным галереям нашего мира и потусторонних миров. Уникальный (тембровой и регистровой) вокал Лайзы послужил образцом для многих «готических» групп, сделавших акцент на женские голоса. С конца 80-х поднялась так называемая вторая волна «готики» (The Shroud, Rosetta Stone, London After Midnight, Mephisto Walz, Corpus Delicti и т.д.).

А с середины 90-х гг. в «готике» начали прослеживаться новые тенденции, связанные, с одной стороны, со все большей жанровой и стилевой сегментацией музыкальных направлений («dark wave», «ethereal», «dark folk», «electro-goth», «medieval», «synth-goth» и т.д.), с другой – со стремлением «готики» войти в соприкосновение к пограничными субкультурами и музыкальными стилями, расширить свои выразительные возможности.

Сегодня «готическая» музыка внутри себя подразделяется на множество направлений, которые по средствам выразительности и типам инструментария условно можно объединить в пять групп.

Первая близка «классическому» «готик-року» (гитарно-синтезаторные составы, дополненные акустическими инструментами, как Umdra Et Imago).

Вторая - полностью «акустическая» (такие команды могут тяготеть к фольклору, как Backworld, или воссоздают стилистику средневековья почти в аутентичном варианте, как Estampie, подражающие искусству трубадуров и менестрелей, как Sopor Aeternus с их «dance macabre», и др.).

Третья – «техно-электронная» (ее представители основываются на синтезаторном саунде, широко используют элементы «эмбиента», «хауса», «техно», «нью-эйдж», как Unquiet Void) «Саунд» - стилевая категория джаза, характеризующая индивидуальное качество звучания инструмента или голоса [11].

Близка ей четвертая группа, соединяющая признаки «готики» и «индустриала» (Das Ich, отчасти Мэрилин Мэнсон). «Индустриал» – это культура, задуманная и созданная как «антимузыка». Музыка «шумов» действительно стала восприниматься как музыка, она вполне продается-покупается и приятна на слух сотням людей по всему миру, безусловно, имеющая отношение к миру «электронной» музыки [12].

Наконец, пятая сформировалась под влиянием металла, в результате чего появился стиль «готик-металл» (Christian Death, возникшие, как уже говорилось, в начале 80-х гг., Paradise Lost, смоделировавшая в «готику» из «дум-дуэта», The Gathering, Lacrimosa, My Dying Bride, Artrosis, Dreams of Sanity, Moonlight).

«Готика» также повлияла на «блэк-металл».

Впрочем, нередко различные тенденции настолько смешиваются в творчестве той или иной команды, что ее бывает трудно отнести к какому-либо конкретному направлению. Эмоциональный диапазон «готики» также чрезвычайно широк – от легкой меланхолии до полного сумрака, холодящих образов Святой инквизиции, пыток, крестных мук, вампирских игрищ и т.д. (современные команды нередко смакуют подобные детали). Следует также отметить возрастание на «готик»-сцене удельного веса неанглоязычных команд, в особенности, немецких, а в последнее время – и славянских. На данный момент «готика» представляет собой достаточно целостную, замкнутую, относительно независимую субкультуру.

В 90-е гг. появляется большое количество слушателей «готической» музыки. Эти люди, осознанно называют себя «готами». Они интересуются не только соответствующей музыкой (включая «аутентичную»), но и «готической» живописью, литературой, кино, в    которых главный герой часто бывает не понят обществом, в которых присутствуют элементы мистицизма. Эти люди следуют «готической» моде, устраивают, костюмировано театрализованные вечеринки и т.д.

 
 
Hosted by uCoz